Бесспорно безнаказанность порождает вседозволенность. И когда речь идет о вопиющих случаях жестокости среди детей, то это уже лежит в области уголовного права. И на сколько мне известно в уголовном кодексе предусмотрены и статьи с участием несовершеннолетних детей и ответственность за преступления, ими совершенные. И государство, как гарант безопасности имеет уже сейчас все рычаги воздействия на тех, кто решает, что буллинг – это нормально.
Для меня, как педагога, более сложный вопрос в другом. А где грань между травлей и необходимостью учиться строить отношения? Ведь проявление буллинга – это же следствие, а не причина. Где корешок проблемы? Почему ребенок становится жестоким?
Буллинг — слово, которое звучит всё чаще. Случаи жестокого обращения среди детей регулярно попадают в новости, а новый законопроект призван усилить борьбу с травлей. Но способен ли он действительно решить проблему? Или есть риск, что под это определение начнут попадать обычные жизненные ситуации?
Травля существовала всегда. Ничто не ново под луной. Вспомним хотя бы повесть «Чучело» Владимира Железникова. Но сегодня масштабы жестокости среди детей пугают.
Буллинг был всегда, но сейчас он стал другим.
Как педагог и мама троих детей, я вижу, что проблема не только в школе. Изменился сам мир, в котором растут дети.
❕ Интернет изменил всё. Если раньше жертва могла выйти из школы и забыть о проблемах, то теперь травля продолжается 24/7 в соцсетях.
❕ Контент, который разлагает, расчеловечивает. Дети смотрят тысячи видео, где унижение становится развлечением, и копируют такое поведение в реальной жизни.
❕ Родители в стрессе или равнодушии. У кого-то просто нет времени заниматься детьми, а кто-то считает, что ребёнок должен сам разбираться в жизни.
Если дома нет границ, как их может установить школа?
Главное, чтобы борьба с буллингом не превращалась в фарс!
Очевидно, что жёсткие случаи травли требуют моментальной реакции. Безнаказанность даёт агрессорам карт-бланш.
Но есть другая проблема.
Сегодня любое несогласие с ребёнком, любое замечание и даже отказ дружить могут восприниматься как буллинг.
❌ Сделали замечание? Буллинг.
❌ Не захотели общаться? Буллинг.
❌ Сказали правду о поведении? Снова буллинг.
Если мы будем называть буллингом всё подряд, дети перестанут замечать свои ошибки. Они не научатся работать над собой.
Как решать проблему?
✅ Родители
• Разговаривать, а не просто контролировать.
• Показывать альтернативу жестокости.
• Участвовать в жизни ребёнка, а не только следить за оценками.
✅ Учителя
• Должны вернуть свой авторитет.
• Оценки за поведение, о которых говорил В.В. Путин, могут помочь восстановить дисциплину.
✅ Школьные психологи
• Должны работать не только с жертвой и агрессором, но и с коллективом в целом на опережение.
• Задача не просто «гасить конфликты», а учить детей договариваться.
Прихожу к выводу, что бороться с буллингом нужно, но если не учитывать вторую сторону проблемы, ситуация может выйти из-под контроля.
Школа не должна становиться местом, где любое слово — повод для жалобы. Если мы будем избегать любых конфликтов, дети просто не научатся их решать.
Да, наказания за травлю должны быть и они должны быть соразмерны содеянному. Но не менее важно воспитывать у детей ответственность за свои поступки. В реальной жизни нет кнопки «пожаловаться», а есть умение договариваться, слышать других и находить компромиссы.
Борьба с буллингом должна начинаться возвращения базовых ценностей: уважения, эмпатии и личной ответственности.
Что думаете по этому поводу?
...
Запишитесь на бесплатное занятие!
Сайт использует Яндекс.Метрику, cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий подробнее.