Нужно ли возвращать оценки за поведение в российских школах?
Нужно ли возвращать оценки за поведение в российских школах?
Последнее время активно обсуждается вопрос о введении оценок за поведение в российских школах. И я считаю, что такой механизм не просто нужно вернуть – он и не должен был исчезать вовсе.
Речь здесь не о наказании или клеймении, не о делении детей на «любимчиков» и «недостойных». Это вовсе не про «карающий меч» или суровую дисциплину. Вопрос в другом: что мы формируем в детях? Какие ориентиры даём? Какую ответственность воспитываем?
Почему оценки за поведение важны?
Двойки или пятёрки за поведение – это не о системе наказаний, а о системе координат. Они помогают детям сфокусировать внимание на базовых принципах социального взаимодействия:
✅ Что такое хорошо, а что – плохо?
✅ Какие правила существуют и почему их важно соблюдать?
✅ Как строить здоровые отношения с окружающими?
Воспитание начинается не с запретов, а с понимания, что у любого действия есть последствия. Мы ведь объясняем ребёнку, что важно быть пунктуальным, вежливым, уметь слушать собеседника. Что если хочешь высказаться – соблюдай определённые правила: подними руку, дождись своей очереди. Что мусорить – нельзя, и речь не только о бумажках, но и о «словесном мусоре» – грубости, нецензурной лексике и унижении других.
Если эти нормы не формируются в детстве, то позже их осознание даётся куда сложнее. Система оценок за поведение – это один из инструментов формирования ответственности, а не просто способ кого-то «задеть», «унизить» или "возвысить".
Двойка за поведение – это про ответственность.
Если ученик знает правила, но сознательно их нарушает, он должен осознавать последствия. Ответственность – это не просто слово, это умение признавать свои ошибки и исправлять их.
А если ребёнок уважает нормы общения, уважает других людей, то это тоже должно быть замечено. Пятёрка за поведение – не самоцель, а показатель того, что ребёнок умеет выстраивать отношения в коллективе. Это своего рода общественное признание, подтверждение его способности быть частью общества и взаимодействовать с окружающими гармонично.
Воспитание начинается с культуры отношений.
Когда мы говорим, что оценка за поведение нужна, мы говорим о том, что важно вернуть внимание к базовым моральным и нравственным нормам.
Если мы не говорим с детьми о таких вещах, как уважение, ответственность, культура общения, то они сами не сформируются. А ведь во взрослой жизни успешен тот, кто умеет взаимодействовать, договариваться, уважать мнение других. С такими людьми хотят дружить, работать, строить отношения.
Оценки за поведение – это не про «контроль», а про помощь ребёнку научиться относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.
Вывод:
Да, оценки за поведение не панацея, но они важный инструмент воспитания. Если мы действительно хотим, чтобы наше общество развивалось в сторону уважения и ответственности, этот шаг необходим.
Поэтому ответ однозначен: возвращать, и чем быстрее – тем лучше!
...
Запишитесь на бесплатное занятие!
Сайт использует Яндекс.Метрику, cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий подробнее.