Звонкие и глухие согласные: зачем, как и где пригодятся?
Звонкие и глухие согласные: зачем, как и где пригодятся?
Когда ребёнок спрашивает: «Почему пишется проСьба, а не проЗьба?», у многих родителей начинается лёгкое замешательство. Да и сами взрослые не всегда помнят, что там со звуками — звонкие они или глухие.
А ведь это — та самая тема, которую начинают изучать ещё во 2 классе, продолжают в 3 и 4, а потом… Она неожиданно возвращается — в ВПР, ОГЭ и даже ЕГЭ. И если основа не усвоена в начальной школе, на старших этапах становится сложно.
Так что давайте разберёмся вместе:
Что такое звонкие и глухие согласные? Как их запомнить? Почему это важно? И в каких заданиях встречается?🔔 Что такое звонкие и глухие согласные?
Согласные звуки делятся на две большие группы:
• Звонкие — те, которые мы произносим с участием голоса. Если приложить руку к горлу — почувствуете вибрацию. Примеры: б, в, г, д, ж, з.
• Глухие — произносятся без голоса, только при помощи шума. Примеры: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Эти звуки образуют парные пары: б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з — с.
Важно: на письме может стоять одна буква, а на слух — другой звук. Например, в слове гриб мы пишем «б», но слышим [п] — потому что на конце слова звонкие часто оглушаются. А это уже влияет на правописание!
🧠 Как легко запомнить?
Мнемофразы — наше всё! Вот две, которые работают лучше любой зубрёжки:
• Звонкие согласные — запоминаем по фразе:
«Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГа»
Если убрать все гласные, останется: м, ж, н, з, б, в, л, д, р, г.
• Глухие согласные — поможет забавная фраза:
«СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!»
Тут прячутся: с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ц, ф.
Смешно, просто и работает даже со взрослыми. А детям — особенно нравится, когда обучение превращается в игру.
📚 Почему эту тему изучают с 2 по 4 класс?
Потому что это фундамент грамотного письма. Усвоить различие между звуками нужно до того, как ребёнок начнёт сталкиваться с орфографическими ловушками:
• правописание приставок (рас-/раз-, бес-/без-),
• оглушение на конце слова,
• подбор проверочных слов,
• разбор по звукам и буквам.
Если в этом возрасте не сформировать фонематический слух, дальше будут сложности с орфографией и стресс перед диктантами и тестами.
✍ Где встречается в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ?
• ВПР (4 класс): задания на определение звуков, парность, оглушение и озвончение в словах.
• ОГЭ: орфографические задания, где надо определить, как слышится и пишется звук (особенно в приставках).
• ЕГЭ (задание 10): выбор правильной приставки — разбросать (звонкий), но расписать (глухой). Не знаешь правила — теряешь баллы.
💬 Главное, что стоит запомнить:
• Эта тема нужна не «для галочки», а для жизни.
• Её важно понять, а не просто заучить.
• Лучше услышать один раз — и разобраться, чем тысячу раз переписывать под диктовку.
🌱 И ещё...
Если ребёнок запомнит звонкие и глухие звуки в интересной, игровой форме, он начнёт не только грамотно писать, но и внимательнее слушать. А это — навык, который помогает не только на экзаменах, но и в жизни.
...
Запишитесь на бесплатное занятие!
Сайт использует Яндекс.Метрику, cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий подробнее.